ТРИ «НАУТИЛУСА»

 

«Наутилус» капитана Немо был первым, но не единственным кораблем с этим названием, связавшим свое имя с покорением полюса.

В 1931 году известный английский путешественник Герберт Уилкинс решил воплотить фантастическую идею Жюля Верна в жизнь — достигнуть полюса, на этот раз Северного, на подводной лодке.

Одним из первых, кто поверил в эту идею, был норвежский ученый — профессор Харальд Сверд- руп. Он сразу же оценил огромные возможности, которые подводная лодка могла дать для научно-иссле- довательской работы в Арктике. Свердруп хорошо помнил слова своего выдающегося соотечественника Фритьофа Нансена: «Всякая исследовательская работа является дей-

clip_image002

«Наутилус» XX века.

ствительно плодотворной только тогда, когда ее окрыляет фантазия».

В распоряжении Уилкинса и Свер- друпа не было подводной лодки, приспособленной для плавания подо льдом. С большими трудностями им удалось раздобыть старую лодку военного флота США «0-12», забракованную и предназначенную на слом. Лодка была переоборудована, и на ее борту появилось знаменитое имя корабля капитана Немо. При переименовании присутствовал внук Жюля Верна.

Так родился второй «Наутилус», готовый отправиться к полюсу. ‘ «Наутилус» Уилкинса, в отличие от корабля Жюля Верна, не имел ни «просторных, изящно меблированных помещений», ни «роскошной библиотеки с книжными шкафами из палисандрового дерева», ни «салона-музея с редкостными картинами, скульптурами и коллекциями». Внутреннее убранство исследовательского подводного судна было более чем скромным. Все здесь отвечало главной цели: арктическому подводному плаванию.

Помещения шли в следующем порядке, считая от носа корабля: камера для спуска в воду, лаборатория, спальное помещение, центральный пост управления, камбуз, машинное отделение.

Но зато «Наутилус» № 2 имел нечто, чему мог бы позавидовать сам капитан Немо: в верхней части корабля были установлены один большой и два маленьких бура-сверла, предназначенных для проделывания отверстий в сплошном льду.

По проекту большой бур должен был пробуравливать лед четырехметровой толщины. Малые буры предназначались для подачи через лед в лодку свежего воздуха и выпуска отработанных газов от дизель- моторов.

Движение лодки под водой и подо льдами обеспечивалось двумя электромоторами по 190 лошадиных сил каждый. Ток подавался аккумуляторной батареей, а ее зарядка производилась при движении лодки в надводном положении с помощью двух дизель-моторов. В крайнем случае дизели могли работать и при нахождении лодки подо льдом. Вот тогда-то и должны были пригодиться отверстия, высверленные бурами во льду, — как известно, для работы дизеля необходим воздух.

К сожалению, хорошо продуманная экспедиция Уилкинса закончилась неудачей. Ее финансировал американский газетный король Херст, которого меньше всего интересовали научные цели путешествия. Херст видел в походе «Наутилуса» лишь сенсацию, источник барышей.

При первой же встрече со льдами дряхлая лодка повредила рули глубины, отказали хитроумные буры, и экспедиция была вынуждена вернуться. Подводной лодке не удалось подняться выше 82° северной широты. «Наутилус» № 2 был затоплен у норвежских берегов в 1932 году.

Достичь Северного полюса под водой удалось лишь третьему «Наутилусу». Это произошло в августе 1958 года, через девяносто лет после фантастического плавания капитана Немо.

«Наутилусом» № 3 была американская атомная подводная лодка, построенная в 1954 году для военных целей.

Атомный двигатель сделал «Наутилус» № 3 подводным кораблем в полном смысле этого слова.

Могучие силы, скрытые внутри атомов уранового горючего, открыли новому «Наутилусу» немыслимые ранее возможности. Несколько килограммов урана — и подводный атомоход может проплыть под водой расстояние, равное, по крайней мере, двум кругосветным плаваниям по экватору. Если бы при этом расходовалось обычное топливо, то для его перевозки понадобилось бы 217 железнодорожных цистерн.

Путь атомного «Наутилуса», однако, тоже не был «усыпан розами». Несмотря на длительную подготовку, первая его попытка пройти подо льдами Арктики закончилась неудачей.

Американцы выпустили книгу о плавании своих подводных атомных лодок. Чтобы почувствовать, какого рода были эти плавания, достаточно ознакомиться лишь с названиями некоторых глав этой любопытной книги: «Трудности и неприятности», «На волосок от гибели», «Тяжелое возвращение», «Всплывать немедленно», «Суровое испытание», «Потрясение, чуть не ставшее трагедией»…

Атомному «Наутилусу» удалось лишь проскочить под Северным полюсом. Завоевать полюс из-под воды оказалось нелегкой задачей. Решить эту задачу по-настоящему — всплыть точно на полюсе — удалось совсем другому кораблю. Впрочем, давайте все по порядку.